Пять законопроектов об ЭСДН
Мы подробно рассказывали о законопроекте сенаторов Рязанского и Чернышева, внесённом в Думу ещё в апреле 2016 года, но из-за разногласий министерств, так и не получившем никакого заключения правительства. На наш взгляд, тот законопроект (а также идущий с ним в паре проект поправок в ФЗ «О рекламе» и КоАП) является лучшим вариантом среди всех проектов регулирования ЭСДН в России. Там есть необходимые ограничения для защиты несовершеннолетних, но сохраняется возможность для функционирования и развития индустрии ЭСДН в нашей стране. К сожалению, у этого проекта шансов стать законом меньше всего. И одна из причин в том, что его автор член СФ Рязанский ведёт себя как очень непоследовательный человек. Его первый проект, распиаренный осенью 2015 года, предлагал приравнять ЭСДН к табаку, затем его текст поменялся, и в думской базе документов возник вышеописанный отдельный законопроект «Об обороте ЭСДН», но автор не успокоился и внёс 10 марта новый проект (подробнее о нём ниже) – снова приравнять ЭСДН к табаку! Куда ветер дует, туда и несёт сенатора…
Кроме этих двух взаимоисключающих законопроектов от одного автора с различными, правда, соавторами , в Думу внесены проекты депутата Бориса Чернышова (ЛДПР), проект Мосгордумы и проект большой группы единороссов во главе с зампредом Комитета по охране здоровья Н. Герасименко. Всего в работе пять проектов, совмещать их будет тот же Комитет ГД по охране здоровья.
На проект молодого депутата Б. Чернышова можно время не тратить: судя по публикациям газеты «Известия», на него в правительстве подготовлено отрицательное заключение. Он его, видимо, отзовёт.
Московскими депутатами подготовлен свой законопроект по регулированию рынка электронных курительных устройств. 8 февраля на совместном заседании комиссий по законодательству и здравоохранению Мосгордумы законопроект был одобрен, 18 февраля внесён в федеральный парламент. Проект закона «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака» фактически приравнивает кальяны, вейпы и электронные сигареты к обычным сигаретам и ограничивает их рекламу, продажу и использование. Предлагается запретить парение там же, где запрещено курение, установить запрет на продажу несовершеннолетним как самих «имитирующих устройств», так и смесей, и аккумуляторов к ним. Данным проектом предлагается закрепить понятия «электронных систем доставки никотина» (ЭСДН) и «электронных систем доставки продуктов, не являющихся никотином» (ЭСДПН) – что давно уже сделано в документах ВОЗ. Понятия включают и никотинсодержащие, и безникотиновые электронные испарители, электронные сигареты, электронные кальяны, электронные парогенераторы и другие аналогичные устройства. Производители вейпов и жидкостей обязаны будут полностью раскрывать состав смесей. Вообще, технически проект Мосгордумы – это переписанный антитабачный ФЗ-15, где вместо слова «табак» поставили «ЭСДН», причём не везде аккуратно. Но по крайней мере это предлагается как отдельный закон, а не поправки в табачный.
Проект федерального закона № 105344–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»» внесли в Госдуму 17 февраля 2017 года депутаты «Единой России» из Комитета ГД по охране здоровья Н. Герасименко и М. Бариев. Позднее к ним в список «инициаторов» записалось ещё с дюжину однопартийцев. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что предлагаемые изменения позволят якобы защитить здоровье граждан от вредного воздействия окружающего дыма от электронных сигарет, вейпов, кальянов, объединяемых законопроектом в группу «бестабачных курительных изделий». Технически проект представляет собой последовательный перечень всех статей, пунктов и абзацев ФЗ-15, напротив которых стоит текст, типа «дополнить после слова «табак» словами «и бестабачные курительные изделия»». Никакой фильтрации и осмысленного применения положений антитабачного закона к ЭСДН – чисто механическое распространение всех норм на ЭСДН. Мозги свои авторы берегли и зря не напрягали.
Законопроект, таким образом, распространяет ограничения на торговлю, запрет на продажу несовершеннолетним, на использование в общественных местах, запрет на любые формы продвижения на рынке табачной продукции – на ЭСДН, или как они их обозвали – «бестабачные курительные изделия». Согласно тексту проекта, «курение бестабачных курительных изделий» – это «использование бестабачных курительных изделий в целях вдыхания дыма или аэрозоля, возникающего от их тления или нагревания». Авторы вообще избегают слова «электронный» или «пар», для них всё это «дым бестабачного курения». Тем не менее очевидно, что проект полностью приравнивает регулирование ЭСДН к табачному, со всей полнотой запретов и богатой палитрой штрафов за их нарушение.
Если табачный бизнес пережил принятие ФЗ-15 в силу никотиновой зависимости потребителей и инертности рынка, то новая индустрия выживет едва ли, разве что на нелегальном положении. Вероятность принятия именно этого проекта крайне высока – ведь выбирать из пяти вариантов будет именно Комитет по охране здоровья. Неужели они выберут не свой собственный проект, а чей-то чужой?
Профильные министерства должны были согласовать этот законопроект до 1 марта. На момент сдачи номера в печать было известно о поддержке проекта Минздравом и Роспотребнадзором, в котором прессе сообщили «Мы считаем, что кальяны и вейпы стоит запретить, по крайней мере пока не будут созданы регламент и требования к электронным средствам доставки никотина, а также смесям, используемым для данных устройств».
И, наконец, уже упомянутый выше проект сенаторов. 10 марта членами Совета Федерации в Госдуму внесен законопроект В. Рязанского, Э. Исакова и Л. Тюриной. Он предполагает запрет на продажу электронных курительных изделий несовершеннолетним с 1 июня 2017 года, запрет на их использование (а также кальянов) на отдельных территориях, в помещениях, по аналогии с теми ограничениями, которые в настоящее время действуют в отношении курения табака. За вовлечение несовершеннолетних в курение электронных устройств документом предложено внести в КоАП РФ штрафы с максимальным наказанием до 3000 рублей. Также предлагается наказывать большими штрафами должностные и юридические лица за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и за несоблюдение ограничений в сфере торговли электронных курительных устройств. Термин «электронное курительное изделие», согласно законопроекту сенаторов, охватывает как устройства, продуцирующие аэрозоль или пар путём нагревания жидкости, так и устройства, продуцирующие аэрозоль или дым за счёт нагревания табака. Это суетливое внесение проекта, противоречащего своему же ранее внесённому документу, выдает желание Рязанского остаться в обойме и как-то присоединиться к «инициаторам» проекта единороссов. Конечно, Комитет по охране здоровья сжалится и включит сенаторов в соавторы – в обмен на отзыв единственного нормального законопроекта.
Журнал "NicotianA" :(№2 (26) весна 2017)
|