Заявление Ассоциации ПАУРРЭНС
по законопроекту 119575-7 с поправками в ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Ассоциация ПАУРРЭНС (Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем) приветствует начало долгожданного процесса комплексного регулирования сегмента электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Первые законопроекты были внесены в Государственную Думу ещё в 2015 году, их общее число к 2019 году достигло почти десятка, но только теперь правительство выбрало один из вариантов и одобрило его для рассмотрения парламентом.
К сожалению, выбран был не лучший проект.
Ассоциация ПАУРРЭНС, представляющая интересы российского сегмента отрасли ЭСДН, а также интересы миллионов российских потребителей никотиносодержащей продукции со сниженным риском, вместе с ними разочарована решением исполнительной власти свести регулирование инновационной никотиновой продукции к табачному регулированию, внеся поправки в 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Ассоциация не одобряет и не поддерживает этот принципиальный подход, де факто приравнивающий ЭСДН и табак, хотя это абсолютно разные продукты. Их объединяет только наличие никотина, который сегодня в России, судя по заявлениям не только активистов НКО, но и Минздрава, и отдельных депутатов, объявляется «главным злом и врагом» здоровья населения. Это более чем спорный подход, но даже следуя ему, авторы законопроекта и правительство почему-то исключают из сферы регулирования никотиновые продукты таких отраслей, как фармацевтическая и кондитерская. Законодателю следует определиться, никотин – это лекарство или яд, и быть последовательным и логичным в регулировании. Если всё дело в дозе никотина, то пограничная доза должна быть внятно и чётко обозначена в законе. А регулирование может различаться только для двух категорий продуктов с чётко указанным граничным уровнем содержания никотина.
В настоящее время на российском рынке стремительно расширяют своё присутствие совершенно новые никотиновые продукты, не предусматривающие для доставки в организм ни электронных систем, ни нагревания (табака или жидкости). Это конфеты, цукаты, леденцы, пастилки, жевательная резинка, зубочистки и многое другое, содержащее никотин в ненормируемых количествах. Особенно обильно на рынке представлены бестабачные пакетики с никотином, помещаемые за губу наподобие запрещённого снюса или современной формы жевательного табака. Если для правительства и парламента главный враг теперь не табак, а никотин (с чем Ассоциация ПАУРРЭНС, подчёркиваем, категорически не согласна), то необходимо включить в законопроект и все прочие никотиновые продукты без электроники и нагрева, употребляемые перорально, но не в форме аэрозоля (пара, дыма). Как минимум, в закон необходимо внести определение оральных средств доставки никотина (ОСДН) в терминологию, определить порядок их использования на рабочих и общественных местах, требования к торговле и прочее. Запрет или ограничение рекламы должны распространяться на все виды никотиновой продукции, отличаясь лишь для двух групп товаров в зависимости от уровня содержания в них никотина. Сегодня одни никотиновые товары рекламируются свободно по всем телевизионным каналам и в печати, а другие запрещены даже к выкладке на витрину. Лукавые оговорки про исключение для товаров, одобренных для медицинских целей, – это лишь чистое создание конкурентного преимущества для отдельных компаний и формирование коррупционной среды. В случае принятия в нынешнем виде закон создаст очевидные конкурентные преимущества тем способам доставки никотина, которые законодатель пока не замечает. Они, таким образом, получат стремительное развитие и ещё большее распространение на рынке, опираясь на никотиновый спрос, который, к сожалению, в силу природы самого никотина, не исчезнет в одночасье ни при каких запретах. И «никотиновую проблему» придётся решать снова с нуля.
Комплексное законодательство должно предусматривать единую акцизную и налоговую политику для всех товаров. Различные ставки акциза могут быть предусмотрены не только для разных категорий табачных изделий, но и для разных уровней никотина в бестабачной продукции, хотя разумнее на данном этапе не перегружать налогами инновационные товары со сниженным риском. Не меньшее значение имеют вопросы технического регулирования и возможностей контроля и измерения уровня никотина в разных типах продуктов. Эти аспекты, однако, выходят за рамки данного законопроекта.
Это принципиальные замечания к законопроекту. Отдельные конкретные положения также заслуживают внимания и требуют корректировки.
Первое. Поправка в Статью 11, пункт 5 (15-ФЗ), говорящая о запрете рекламы ЭСДН, представляется лишней, так как противоречит другой поправке (в Статью 16 15-ФЗ) в том же законопроекте, лишь ограничивающей такую рекламу. Если регулятор признаёт вредным никотин как таковой, то и запрет рекламы должен быть всеобщим. Если же признавать вредным только табак, то запрет рекламы и коммуникаций должен касаться только табачных, а не всех никотиновых продуктов. Определённые ограничения при коммуникациях с несовершеннолетними допустимы и оправданны, когда речь идёт о никотине. Однако здесь следует подчеркнуть, что реальным доказанным риском обладают лишь сгораемые табачные продукты, поскольку лишь в результате пиролиза натурального табака при высоких температурах образуются канцерогены и токсины в опасных для потребителя количествах. Табаки, нагреваемые без сгорания или употребляемые без нагрева (бездымные табачные изделия), не поставляют в организм указанных токсинов и канцерогенов. Но, как и никотиновые продукты вовсе без табака, они обеспечивают зависимых от никотина потребителей нужным им веществом, снижая и даже полностью устраняя риск возникновения онкологических заболеваний. Согласно чётким и однозначным установлениям ВОЗ, никотин не является канцерогенным веществом. Поставщики потребительского никотина все должны быть в равных конкурентных условиях, в том числе в отношении возможностей коммуникации, иначе это будет регулирование в пользу одних хозяйствующих субъектов за счёт других.
Второе. Предлагаемые законопроектом совместные «курилки» для курильщиков табака и потребителей ЭСДН (пункт 7, подпункт «в» законопроекта) однозначно неприемлемы. Такое требование уничтожает весь смысл перехода курильщика на менее вредные способы получения никотина и снижение распространённости курения в РФ. Включение подобного требования в законопроект доказывает полное непонимание авторами сути возникновения новой отрасли ЭСДН, содействующей стремлению зависимых от курения людей во всём мире избавиться от получения канцерогенов, сохранив получение необходимого им никотина, – отрасли, растущей исключительно на этом стремлении. На сегодня уже десятки миллионов бывших курильщиков в мире вернули своё здоровье к своей возрастной норме благодаря отказу от табака, заместив получение никотина инновационными продуктами со сниженным риском. Тот же процесс начался и в России, но совмещение мест для курения табака и для потребления ЭСДН развернёт процесс вспять, заставив часть бывших курильщиков вернуться обратно к сигаретам.
Единственным совершенно правильным требованием законопроекта является дополнение, распространяющее действие Статьи 20 действующего15-ФЗ (федеральный запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним) на ЭСДН. По этому вопросу в отрасли ЭСДН давно существует полный консенсус. Ассоциация ПАУРРЭНС последовательно предлагает закрепить федеральный запрет на продажу ЭСДН несовершеннолетним в законе с самого момента своего возникновения в 2016 году, и неоднократно заявляла об этом в сообщениях для прессы и в своих прямых обращениях в органы власти всех уровней. Мы, безусловно, поддерживаем данное положение.
Настоящим заявлением Ассоциация ПАУРРЭНС обращается прежде всего к законодателям обеих палат Федерального Собрания. Не допустите превращения законодательства в инструмент нечестной конкуренции в российском бизнесе, от которого пострадает население страны, главным образом курящая его часть. Если уж необходимо двигаться по указанному правительством пути и провести по законодательной процедуре именно данный законопроект, то надо сделать его максимально эффективным, справедливым, научно-обоснованным и полезным для всего российского общества, а не для отдельных компаний, имеющих мощные ресурсы для лоббизма своих интересов. Сделать это – вполне в силах депутатов Государственной Думы.
Ассоциация ПАУРРЭНС –
Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка
Электронных Никотиновых Систем |