JUUL наделал шума
Управление по санитарному надзору призывают принять меры в связи со взрывным ростом употребления устройств «JUUL» среди подростков США, ситуацию освещает портал MedPage Today.
![](pic/n31_04_1.jpg)
Менее чем за три года на рынке США электронная сигарета «JUUL» стала столь популярной среди подростков и молодёжи, что от её названия был образован глагол. «Это феномен. Подростки называют то, чем они занимаются, не «вейпингом», а «джуулингом», и они делают это в школьных туалетах, коридорах и даже в классах, потому что это очень легко скрыть», – заявил доктор медицины и исследователь связанных с табаком вопросов Роберт К. Джеклер (Robert K. Jackler) из Медицинского центра Стэнфордского университета в Калифорнии.
Теперь ведущие организации в сфере здравоохранения и законодатели бьют тревогу по поводу взрывного роста популярности данной э-сигареты среди учащихся старшей и даже средней школы. Своим дизайном с обтекаемыми гранями она напоминает флешку и, действительно, для зарядки подключается к компьютеру по USB-порту.
В середине апреля 2018 года шесть ведущих здравоохранительных и медицинских организаций, включая Американскую академию педиатрии, Американскую лёгочную ассоциацию и Американскую ассоциацию сердца, направили письмо в Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), призывая ведомство принять меры против «JUUL». Тогда же сенатор Дик Дурбин (Dick Durbin, член Демократической партии, избран от штата Иллинойс) и десять его коллег по Сенату направили письма производителю – JUUL Labs – и FDA с просьбой принять меры для ограничения употребления продукта молодёжью. Сенаторы попросили главу компании принять на себя обязательство не продавать более картриджи «JUUL» с ароматами, которые «очевидным образом являются привлекательными для детей и молодёжи (включая «Фруктовую смесь», «Крем-брюле» и «Манго»)».
«Популярное вейпинговое устройство Вашей компании («JUUL») и соответствующие картриджи с ароматизированной и содержащей никотин э-жидкостью подрывают усилия нашей страны, направленные на сокращение употребления табака среди молодёжи, и ставят целое поколение детей под угрозу никотиновой зависимости и других последствий для здоровья», – написали Дурбин и коллеги.
По данным компании Nielsen, занимающейся рыночными исследованиями, только в 2017 году объёмы продаж JUUL выросли более чем в семь раз, и сегодня на устройство приходится свыше 50% рынка товаров ЭСДН среди марок, продаваемых в магазинах товаров повседневного спроса и других крупных розничных точках. Данные э-сигареты также широко доступны для заказов посредством сети интернет, в том числе через собственный веб-сайт компании. Хотя на сайте и есть всплывающее окно для «проверки возраста», критики утверждают, что несовершеннолетние легко могут обойти возрастной ценз.
Робин Ковал (Robin Koval), главный исполнительный директор и президент антитабачной организации Truth Initiative, сообщил MedPage Today, что в ходе недавнего опроса несовершеннолетних пользователей «JUUL», проведённого этой организацией, четыре из пяти пытавшихся купить продукт онлайн заявили, что успешно заказали его на веб-сайте компании.
Благодаря использованию никотиновой соли «JUUL» обеспечивает поступление большего количества никотина, чем э-сигареты других марок, но в рамках ещё одного опроса, проведённого исследователями Truth Initiative, результаты которого были опубликованы в журнале «Тобакко Контрол», 63% пользователей «JUUL» в возрасте от 15 до 24 лет не знали, что продукт содержит никотин.
В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию представитель JUUL Labs заявил, что миссией компании по-прежнему остаётся «искоренить курение сигарет путём предложения существующим взрослым курильщикам настоящей альтернативы сигаретам». ««JUUL» не предназначено для кого-либо ещё, – говорилось в заявлении. – Мы глубоко осуждаем использование нашей продукции несовершеннолетними, и, вообще, продавать нашу продукцию несовершеннолетним незаконно. Ни один несовершеннолетний – или пользователь, не употребляющий никотин, – не должен владеть «JUUL». Так, мы чётко заявляем на нашей упаковке, что «JUUL» предназначено только для взрослых курильщиков и содержит никотин». Компания пообещала работать со школьными округами и правоохранительными органами для решения проблемы использования устройства несовершеннолетними, не сделав при этом конкретного заявления, в котором она признавала бы, что проблема существует.
«Компания знает, что «JUUL» стало огромным феноменом среди подростков, – заявил Джеклер. – Деньги поступают в большом количестве – поступают от подростков. Образовательные программы в школах это не изменят. Компании необходимо сделать конкретные шаги, чтобы подростки не становились зависимыми от этого вызывающего весьма сильную зависимость продукта». Эти шаги, по мнению Джеклера, должны включать в себя маркетинг продукта «JUUL», в котором нет никотина, и ограничение использования ароматизаторов в том варианте, который содержит никотин, ароматом табака. «Дети используют этот продукт не потому, что там есть никотин. Они используют его, потому что им нравятся фруктовые ароматы и крутой дизайн, – заявил он. – И они получают зависимость от никотина, не осознавая этого».
Вскоре после обращения общественников и сенаторов в FDA Juul Labs сообщила о решении инвестировать 30 млн долларов США за три года в специальные программы, нацеленные на удержание детей и подростков от использования их продукта «JUUL». Программы будут носить образовательный характер и включают проведение исследований, распространение мнений экспертов и другие проекты. |