Выпуск №29 _Часть2
Облава в Стамбуле
Приглашение на «беспредельную вечеринку» (unlimited vape party) было размещено организаторами в социальной сети Facebook, гостям был обещан свободный вход и бесплатные «вейпы» разных типов. Турецкие СМИ не уточняют, что имелось в виду – только э-жидкости или девайсы. Организаторы обещали, что будет весело, – и было очень весело...
Полиция, отследив пост и проверив локацию, организовала рейд на основании закона, по которому вейпинг в Турции приравнен к курению табака. Все 800 гостей вечеринки были оштрафованы, а трое организаторов отправились за решётку. Ввоз продукции ЭСДН в Турцию, как и ввоз табака, подлежит лицензированию. Однако до настоящего времени турецкий Минздрав не выдал ни одной лицензии на импорт такой продукции. Другими словами, всё, что в Турции продаётся (или организованно раздаётся бесплатно широкому кругу лиц) из товаров ЭСДН, является контрабандой автоматически. Организаторы сами помогли превратить свою «беспредельную вечеринку» в беспредельный произвол полиции.
Табачные компании самоограничились в продаже вейпов
Ведущие производители табачной продукции (British American Tobacco – ВАТ, JTI, Philip Morris International, Imperial Tobacco), дистрибутор табачной продукции «Мегаполис», торговые сети Metro и «Азбука вкуса», а также Ассоциация малоформатной торговли России подписали декларацию добросовестных участников табачного рынка, в рамках которой они отказались от продажи электронных сигарет несовершеннолетним. «Компании и организации, присоединившиеся к соглашению, взяли на себя добровольные обязательства по ограничению маркетинга и продаж электронных систем доставки никотина, жидкостей, содержащих никотин, и изделий из нагреваемого табака», –приводит «РИА Новости» выдержку из документа. Основная цель декларации – «оградить несовершеннолетних от вовлечения в процесс потребления никотина». В меру пафосная церемония проходила 7 декабря на площадке Федеральной антимонопольной службы РФ. Ни одна из отраслевых ассоциаций собственно вейп-бизнеса не принимала участия в этом странном мероприятии табачных компаний. Из отдельных вейп-компаний присутствовала и подписала декларацию только компания «Вардекс». Видимо, организаторы нашли для неё убедительные аргументы. Ещё одна вейп-компания была приглашена, но без объяснения причин не явилась. Сама по себе идея заслуживает всяческой поддержки, и большинство российских компаний, продающих в розницу вейпы, и так придерживаются самых «добросовестных» практик в своей работе, не продавая подросткам такие товары. Сделать декларацию публично, с помпой и пиаром, нужно кому-то в табачном бизнесе, и, по слухам, драйвером здесь выступила компания ВАТ, имеющая на российском рынке только один «продукт нового поколения» (нагреваемый табак «glo»), который она и так не может продавать несовершеннолетним по закону (ФЗ-15), так как это изделие из табака. В этом и странность затеи. Выглядит так, будто бы табачный бизнес, даже не имеющий в ассортименте ЭСДН, рулит вейпингом в стране в своём «добросовестном» стиле, или, как минимум, пытается порулить. Не удивительно, что ни одна вейп-ассоциация не пожелала себя ассоциировать с этой инициативой. А «Вардекс» либо рассчитывает улучшить свои отношения с антимонопольщиками, одолевшими его штрафами своих неуёмных региональных подразделений (что наивно), либо уже ведёт переговоры о поглощении себя кем-то из крутых табачников. Инициатива с этой декларацией не так уж безобидна для будущего регулирования отрасли ЭСДН в России. Мало того, что она может ускорить принятие властями и более жёстких ограничений, так она ещё и косвенно подтверждает миф борцов с курением, что, мол, «вейпинг придумали транснациональные табачные гиганты».
Кто следующий на выход?
Введение акциза на продукцию ЭСДН в России подорвало стабильность рынка. Бизнес покинула компания Pons, сдали позиции несколько дистрибуторов-оптовиков, закрылось немало независимых вейп-шопов, и не меньшее число табачных лавок вывели «вейпы» из ассортимента. И налицо явные признаки следующих больших банкротств.
Знаменитая компания Babylon Vape переживает не простые времена. Закрываются собственные розничные точки и точки на франшизе, сокращается персонал, не хватает средств для расчётов с поставщиками, издержки снижаются по всем направлениям, но спасёт ли это компанию – большой вопрос. По данным прессы, уже в 2016 году у компании было 22 своих магазина (газета «РБК», август 2016 г.), отчёт английской компании EcigIntelligence говорит о росте более чем на 20% числа розничных точек Babylon Vape с 2016 на 2017 год. В реальности с лета 2017 года компания закрывает точки одну за другой, сейчас их осталось только 6, как сообщает наш источник в компании (например, 19 октября закрылся магазин на Нижней Сыромятнической, 10). 1 августа этого года прошла большая кадровая чистка, уволен весь отдел маркетинга и другие специалисты, в том числе, вероятно, ответственные за проведение выставки Russki Vape. Потому что пятый Russki Vape не состоялся (21–22 апреля 2017 г. Шоу проходило в четвёртый раз). Его ждали в сентябре, к нему уже привыкли, однако вавилоняне исполнили свою версию «денег нет, но вы держитесь».
Что денег нет, уже чувствуют и поставщики компании, в некоторых случаях просрочка превышает полгода, и прогноз негативный. Молодая российская вейп-индустрия изобилует венчурными проектами. Кто-то из них более успешен, кто-то – менее. А в бурю выживают и вовсе единицы. Основной итог большинства этих проектов – к сожалению, лишь жизненный и деловой опыт юных предпринимателей. Кто заплатит за «обучение бизнесу» молодых и креативных менеджеров? Кредиторы из числа банков, инвесторов, акционеров? Персонал, который не получит однажды зарплату? Или поставщики, которые не увидят оплаты за свои товары и услуги?
«NA» будет внимательно следить за судьбой компании Babylon Vape и других участников российского рынка.
|